Новый 1977 год полковник медицинской службы Алексей Белоусов встречал у операционного стола на глубине 600 метров. На подводной лодке К 279 в Средней Атлантике ему пришлось делать аппендэктомию, а попросту удалять аппендикс.
Казалось бы, рядовая операция, но только не в условиях подводного плавания, где нет ни специальной операционной, ни ассистентов. На подводной лодке, где каждый квадратный метр на счету, доктору приходилось работать в крохотной каюте, оборудованной только софитами. Роль хирургической медсестры выполнял инструктор химик-санитар. Ещё одного ассистента Алексей Белоусов привлёк из состава экипажа. Как правило, это был тот, кто не терял сознания при виде крови. В этом походе это был капитан 2 ранга Василий Косарев.
- Если на надводном военном корабле целый штат медицинских работников, то на подлодке только один врач: он и терапевт, и хирург, и психолог, и стоматолог, и специалист-радиолог, и спасатель. В общем, универсал, – объясняет специфику своей работы Алексей Белоусов.
Если во время операции подчас что-то шло не так, рассчитывать приходилось только на себя. Помощь с земли не запросишь. Занять надводное положение – значит обнаружить себя, а для подводки, на борту которой 12 боеголовок, это ЧП огромного масштаба. Однажды такой случай произошёл в дивизии, где служил военный хирург Белоусов. Хирург вошёл в живот, а там проблема, с которой самостоятельно он справиться не смог. Пришлось всплывать, переправлять пациента на корабль, где ему спасли жизнь.
Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Для Алексея Белоусова эта фраза стала пророческой. За время похода в 1977 году, а это 88 суток, ему пришлось осуществить шесть хирургических вмешательств. Случай на подводном флоте редкий. За этот профессиональный подвиг военный хирург Алексей Белоусов был удостоен ордена «За службу Родине в Вооружённых силах СССР».