С виду неприметный и небольшой деревенский домишко в Ивано-Вердереевке Староюрьевского района на деле – настоящий музей деревянного зодчества. Резное крылечко, двери и обналичка дверных проёмов, предметы быта, мебель, резные картины, украшающие стены – всё мастерски выполнено руками хозяина.
Коренные москвичи Крупинины, Николай Николаевич и его супруга Светлана Вадимовна, 26 лет назад по совету знакомого купили домик в Ивано-Вердереевке Вишневского сельсовета Староюрьевского района. А выйдя на пенсию в 2000 году, переехали на постоянное жительство в деревню.
- Началось всё в детстве. В послевоенные годы при домах пионеров работало множество технических кружков, где дети учились что-то делать своими руками. Как и многие городские мальчишки послевоенных лет, я увлекался моделированием и уже в четырнадцать лет получил удостоверение инструктора по авиа- и судомоделям.
В 1963 году Николай и Светлана сыграли свадьбу, а через два года получил квартиру, которую надо было обставлять мебелью.
- Эта необходимость подтолкнула меня вплотную заняться столярным ремеслом и резным декором. Управляться с инструментом и деревом я уже умел. Первой моей работой стал журнальный столик.
После станкостроительного техникума Николай поступил на вечерний факультет Университета декоративно-прикладного искусства, по счастью, расположенного недалеко от места работы. Члены приёмной комиссии, увидев его работы, приняли решение зачислить талантливого самоучку на учёбу без вступительных экзаменов. Юношеское увлечение стало основой для солидной базы. Николай освоил все виды объёмной и плоскорельефной резьбы по дереву, инкрустации и мозаики.
Резчик-художник Крупинин сначала помогал знакомым восстанавливать старинную мебель, а затем его пригласили работать реставратором в комиссионный магазин антикварных вещей на Арбате.
- Доводилось давать новую жизнь предметам интерьера, изготовленным знаменитой французской фирмой Андре-Шарля Буля, мебельщика Людовика XIV. Не у каждого короля замок был обставлен мебелью такого уровня, отделанной черепашьей костью, бронзой, перламутром, изящной деревянной мозаикой в стиле маркетри.
Кроме всего, Крупинин ещё увлекается корнепластикой и гравировкой.
Но всё это теперь в прошлом, и Николай Николаевич, пенсионер со стажем, работает для себя, для души. Маленькая уютная мастерская оборудована разнообразным столярным инструментом, коробочками с различными заготовками. А бинокулярные очки, как у ювелиров, помогают выполнять мельчайшие детали.
Сложными эксклюзивными работами украшена, и по-другому и не скажешь, каждая комната деревенского домика. Кружевная кудринская, накладная домовая резьбы, «татьянка», точение, деревянная мозаика, инкрустация металлом, костью, перламутром и другими материалами – все эти приёмы он использовал при создании шкафов и столиков, многочисленных шкатулок, различных миниатюр и панно.
Работы изящные, высокохудожественные. Чего стоят миниатюры, изображающие цветы: ирисы, хризантемы.
В палисаднике радуют глаз цветущие тюльпаны, лилии, посаженные женой Светланой, а в доме – вырезанные рукой Николая Николаевича.
Такая вот гармония. Супруги пятьдесят пять лет вместе. В их гостеприимном доме приятно находиться, с ними интересно общаться, хотя глава семьи и не слишком многословен, как и положено настоящему мастеру. Время дорого, у него ещё много планов, надо работать и работать, чтобы воплотить задуманное.