Лента новостей
Статья3 ноября 2021, 16:32

История одной фотографии. На дельталёте собственного изобретения староюрьевец поднял в небо известного певца Валерия Леонтьева

Произошло это на базе Жуковского клуба сверхлёгкой авиации «Горизонт» в 2009 году, куда легенда советской и российской эстрады Валерий Леонтьев прибыл на съёмки клипа к своей популярной песне «Полёт дельтаплана». Клип снимался по случаю 60-летия певца и композитора.

Александр Жабин слева от ЛеонтьеваФото: архив Жабина

На фото, сделанном в 2009 году, рядом с популярным певцом Валерием Леонтьевым, по центру кадра, стоит уроженец Староюрьева, один из самых опытных пилотов аэроклуба сверхлёгкой авиации «Горизонт», что базируется в Жуковском, Александр Жабин. Именно ему 12 лет назад доверили сопровождать звезду в полёте во время съёмок клипа на ремикс песни «Полёт дельтаплана».

Песня родилась в 1983 году и вошла в репертуар популярнейшего и самого необычного в Советском Союзе певца Валерия Леонтьева. После эфира на Всесоюзном радио «Полёт дельтаплана» стал одной из самых известных композиций молодого исполнителя и настоящим хитом на всём пространстве СССР. На эту песню в скором времени сняли видеоклип, где в предгорьях Алма-Аты Леонтьев скакал на лошади, а над ним летал дельтапланерист.

Но вот за почти тридцатилетнюю историю этой песни певец так и не решался подняться в воздух. Пока в 2009 году, к 60-летию певца, не сняли новый клип уже на ремикс известной песни.

Валерий Леонтьев. 1983 годФото: ok.ru
– До смешного: пою песню про дельтаплан двадцать восемь лет, а никогда не летал на нём. Стыдно просто. Надо восполнить пробелы, а потом со спокойной совестью пропагандировать полёты. Ну я-то летал.., 
сказал Леонтьев перед полётом.

Клип с Леонтьевым снимался на дельталёте. Следует оговориться, что дельтаплан и дельталёт — принципиально разные летательные аппараты. Раз­бег при взлё­те и по­сад­ка дельтаплана осу­ще­ст­в­ля­ют­ся с по­мо­щью ног пи­ло­та. Дельталёт — летательный аппарат, имеющий балансирное управление и колёсную тележку с двигателем. Объединяет их только форма крыла в виде буквы Дельта.

Дельталёт развивает скорость до 70 километров в час. Поднимается на высоту до 400 метров. Для разгона ему необходима ровная 120-метровая взлётная площадка. Полевые дороги и луга вполне подходят для этого.

Фото: архив Жабина

За штурвалом дельталёта — опытный пилот, уроженец Староюрьевского района Александр Жабин.

По замыслу режиссера клипа Валерий Леонтьев должен был петь в полёте. Но поток воздуха так бил в лицо, что не только петь, но и сказать ничего было невозможно. Тем не менее, приземлившись, Леонтьев сказал, что его совесть перед зрителями чиста — теперь он знает, о чём поёт. 

Время, проведённое в небе, занимало не меньше часа. На экране остался эпизод чуть более пяти минут.

Вернувшись на землю, Леонтьев пожал руку Александру и поблагодарил за отлично выполненную работу.

Полёту Александра Жабина с популярным певцом на собранном им самим дельталёте предшествовала долгая история. 

Подняться в небо на летательном аппарате, да ещё и построенном собственными руками, Александр Жабин из села Поповка Староюрьевского района грезил с самого детства.

Преодолевая огромные расстояния на велосипеде, а от Поповки до райцентра более десяти километров, деревенский мальчишка мог часами наблюдать за прыжками парашютистов и полётами учебных самолётов, базирующихся на Староюрьевском аэродроме.

Саша Жабин, 1970 годФото: архив Жабина
– Меня всегда тянуло в небо, но я хотел построить свой летательный аппарат. Были в детской голове даже такие безответственные мысли: если самолёт упадёт, его обломки пригодятся мне для этих целей, 
вспоминает Александр Жабин.

Мечта юноши начала сбываться в Саратовском авиационном техникуме, куда он поступил, на отделении самолётостроения, когда в дельтапланерном клубе «Дельта» он совершил свой первый незабываемый полёт. 

Через два года, поднакопив опыта, юный пилот вместе с товарищами-единомышленниками собрал первый летательный аппарат – мотодельтаплан. 

– Детали собирали по частичкам сами, немного помогала администрация местного авиационного завода, подкидывая кое-что из необходимого,
рассказывает Александр.

А потом был Саратовский авиационный завод, где Жабин работал на особо ответственных узлах слесарем-сборщиком. Там он участвовал в строительстве современного в то время 120-местного трёхдвигательного пассажирского самолёта Як-42. Эти машины, разработанные в середине 1970-х годов, до сих пор в эксплуатации. 

Сборка самолёта Як-42Фото: архив Жабина

Срочную службу Александру посчастливилось нести в Военно-воздушных войсках Дальневосточного округа, где на базе местного ДОСААФа продолжал заниматься дельталётами. 

С помощью собранного летательного аппарата он вместе с товарищами помогал орнитологам в подсчёте численности японского журавля, находящегося под угрозой полного исчезновения и обитающего только на озере Ханка — крупнейшем пресноводном водоёме Дальнего Востока и бассейна Амура. 

Служба в армии, 1988 годФото: архив Жабина

Гражданскую жизнь Жабин начал слесарем-испытателем в научно-производственном объединении города Жуковска, где испытывал и доводил до рабочего состояния различные приспособления и аппараты, используемые спецслужбами. 

С начала 2000-х Жабин работает в научно-производственном предприятии «Стрела», где занимается созданием, разработкой и испытанием беспилотных аппаратов вертолётного типа.

Но где бы он ни работал, его везде преследовала мечта детства. И своё занятие дельталётами Александр продолжил, став членом Жуковского клуба сверхлёгкой авиации «Горизонт», что в Подмосковье.

Фото: архив Жабина
– Здесь ещё в прежние времена устраивались различные соревнования и чемпионаты. Команда нашего клуба из 35 человек, куда входил и я, считалась одной из сильнейших в России, 
не без гордости говорит Жабин.

В этом клубе наконец воплотилась в жизнь и детская мечта Александра — здесь он построил, а впоследствии и зарегистрировал, свой личный дельталёт. 

Все легкомоторные воздушные борта клуба на добровольной основе состоят на службе в Министерстве чрезвычайных ситуаций. Они помогают в поиске потерявшихся людей, принимают участие в различных благотворительных мероприятиях для инвалидов, фестивалях и днях города. 

– Это увлечение уже в крови и останется со мной на всю жизнь. Парить в небе — непередаваемое удовольствие, невероятный восторг. Такие же чувства испытывают и мои пассажиры, впервые поднявшиеся в небо,
признаётся Александр.

Команда клуба предоставляет людям возможность подняться в небо и насладиться полётом. Именно там, в «Горизонте», Жабин и познакомился с Валерием Леонтьевым и потом «сопровождал» звезду в полёте во время съёмок клипа.

Александр Жабин поднимает в небо жителей ПоповкиФото: архив Жабина

Крылатую машину во время отпуска Жабин привозит на малую родину – в Поповку и приобщает местных жителей, родственников к полётам в «пятом океане» — так увлечённый дельталётчик называет бескрайние просторы неба.

На борту легкомоторного судна Александра уже побывали более двадцати сельчан. Подняться в небо и ощутить крылья за спиной пригласил он и корреспондента газеты «Староюрьевская звезда». Пока эпидемиологическая обстановка не даёт этому свершиться. Но, как поётся в песне Валерия Леонтьева, есть надежда, что настанет «…этот час, когда крылом одним сближаем мы грядущее с былым, когда внизу плывет Земля, как будто детства дым».

Автор:Наталья Стребкова