— Конечно, ведь для него это переломный этап: новые условия жизни и деятельности, большие физические и эмоциональные нагрузки.
Для маленького человека всё в новинку: контакты, отношения, его обязанности и социальная роль. С первых же дней школа ставит перед ребёнком задачи, не связанные с его предыдущим опытом, но требующие максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
— Прежде всего – режим учебных занятий. Очень трудно, особенно подвижному ребёнку, просидеть целый урок в определённой позе и при этом внимательно слушать учителя. Для первоклашек статическая нагрузка является наиболее утомительной. При этом новые впечатления зашкаливают, а поделиться ими нельзя, эмоции приходится сдерживать.
— Первый год в школе — испытательный срок и для родителей, когда выявляются все их воспитательные пробелы, незнание особенностей ребёнка, отсутствие контакта с ним.
Порой родителям самим надо учиться терпению и снисходительности. Часто из лучших побуждений они становятся виновниками стрессов в семье. Как правило, маме хочется сразу видеть своё чадо отличником, а так бывает далеко не всегда. Возникает конфликт, нервничает мать, нервничает ребёнок.
— Адаптация — довольно длительный процесс приспособления ребёнка к школе. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребёнка за достигнутые успехи, особенно в первые месяцы обучения. А главное, чтобы родители могли сопоставить успехи и их цену, правильно расставить акценты в общении с ребёнком.
— Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения, но социально-психологическая адаптация детей проходит по-разному. Большинство (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, обретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Во вторую группу (30%) можно условно отнести детей, у которых период несоответствия поведения требованиям школы затягивается до полугода. Они долго не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы.
Третья группа (14%) — дети, у которых отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких чаще всего жалуются учителя, родители, одноклассники.
— Наверное, в работе с такими учениками требуются особые подходы?
— Разумеется, за внешним проявлением «плохого поведения» ребёнка могут скрываться самые разные причины: неправильное воспитание в семье, слабая нервная система.
Для определения истинных причин необходимо беседовать с родителями, привлекать школьного психолога.
Если вовремя не скорректировать нежелательное поведение, у ребёнка возникнет психологический срыв, нарушится психическое здоровье. Этого допустить никак нельзя.
— Какие вы предпочитаете методики для адаптации детей?
— Мои ученики не садовские — в селе нет детского сада. Предшкольной подготовкой с ними в основном занимаются родители. Поэтому у них нет опыта определённого распорядка дня, не наработаны правила поведения и общения.
С годами я пришла к выводу, что хорошо влияет на адаптацию детей изобразительная деятельность. Рисовать карандашами, красками дети начинают достаточно рано, для них это не утомительное, а скорее увлекательное занятие. Оно помогает им, с одной стороны, расслабиться, а с другой — включить свою любознательность, стать усидчивым и внимательным.
— Этот прогресс как-то отображается в рисунках?
— Да. Рисунки, выполненные в конце второй четверти — более зрелые, отличаются эмоциональной завершённостью, разнообразием красок. Это свидетельствует о том, что учащиеся повзрослели, заинтересовались учебной дисциплиной, стали боле открытыми.
— А могут ли рассказать рисунки об эмоциональном состоянии ребёнка?
— Данная методика помогает выявить черты характера ребёнка, его место в коллективе, отношение со сверстниками. Положительным моментом такого исследования является своевременное выявление «отверженных» детей и вовлечение их в коллективное творчество, которые способствуют сплочению класса, воспитанию дружбы, чувства товарищества.
На бумаге отражаются настроение ребёнка, его переживания, фантазии и увлечения. Рисуночные тесты нельзя «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
Рисуя тот или иной предмет, животное, человека, ребёнок невольно, а иногда и сознательно, передаёт своё отношение к нему. Рисунок — это некое сообщение, зашифрованное в образах. Моя задача состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что беспокоит ребёнка. Например, графический тест «Моя семья» может многое рассказать о взаимоотношениях в семье и сделать выводы, насколько комфортна в ней обстановка. А это уже руководство к действию.